Вы здесь

Последние новости

28.11.2016 - 14:00

Нематериальные активы помогают в конкурентной борьбе

Самой распространенной практикой работы с нематериальными активами (НМА) в РФ является получение прав пользования от иностранной компании, свидетельствуют результаты опроса представителей крупного бизнеса, проведенного компанией Deloitte. На этот вид применения НМА указали 62% опрошенных. На втором месте — получение таких прав от российской компании (52%), на третьем — самостоятельное создание нематериальных активов с последующей передачи прав на них (38%) или без этого (33%).

Топ-10 НМА в России: товарный знак (100% опрошенных), сайт компании (62%), компьютерная программа (62%), патент (52%), ноу-хау (48%), фирменное наименование (33%), база данных или клиентов (19%), государственные лицензии, деловая репутация и корпоративная культура (все — по 5%). Для большинства компаний, участвовавших в опросе, НМА — не основной вид деятельности (82%). Для 50% это необходимая составляющая для ведения бизнеса, для 32% — инициатива компании ради повышения конкурентоспособности. При этом 78% компаний, участвовавших в опросе, сообщили о том, что доля НМА в общих активах составляет менее 1%, и только у 22% она превышает 1%. Но у второй категории в 40% случаев доля НМА в общих активах составляет 100%.

Как следует из опроса, для оформления прав пользования нематериальными активами три четверти компаний привлекают сторонних экспертов. Причины, по которым они идут на оформление НМА: их защита от использования конкурентами, повышение спроса на продукцию, международная инициатива, запуск нового продукта и снижение рисков ведения бизнеса. 60% опрошенных компаний столкнулись с трудностями при управлении НМА — на этапах их идентификации и классификации (47%), определения стоимости (37%) и учета (26%). Оценивая эффективность всех этих хлопот, 90% опрошенных сообщили о положительном эффекте наличия прав пользования на НМА, 10% — об отсутствии влияния на позиции компании на рынке.

О нематериальных активах как о необходимой составляющей бизнеса чаще говорят иностранные компании, чем российские (58% против 40%), а также организации, стаж работы на рынке которых составляет более 10 лет (67%). Среди молодых компаний (со стажем работы менее 10 лет) выше доля тех, для которых НМА — это основной вид деятельности (60%).
 

Вадим Вислогузов

Газета "Коммерсантъ" №219 от 25.11.2016, стр. 2
 

Обсуждение (0)